“Информатика в играх и задачах” А.В. Горячева
Развивающий аспект курса
Основная цель: Научить нестандартно мыслить, решать нетиповые задачи и проблемы, которые ученик никогда не решал раньше.
Цели и задачи курса: Курс ориентирован на развитие логического мышления, алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач.
Понятия информатики в курсе:
· Алгоритмические модели: Порядок действий при выполнении знакомых операций. Последовательности состояний в природе и сказках. Выполнение алгоритма. Обнаружение ошибки в алгорит-ме. Составление и способы записи алгоритма. Основные алгоритмические конструкции(ветвление и цикл). Вложенные алгоритмы. Параметры алгоритма. Виды циклов: счетный, условный, параметрический.
· Модели объектов и классов: Признаки предмета. Состав предмета и действия с ним. Объединение предметов в однородную группу по признакам, по составу, по действиям, обнаружение “лишнего” предмета в группе. Название предмета и имя группы. Анализ и описание состава предмета в виде схемы. Множества и отношения между ними (объединение, пересечение, вложенность). Графическое представление отношений между множествами. Графы, пути в графах. Схема ситуации в виде графа.
· Модели логических рассуждений: Логическое высказывание и его свойства. Истинность и ложность высказываний. Высказывания со словами “все”, ”не все”, ”никакие”. Логические операции И, ИЛИ, НЕ, их связь с операциями над множествами. Логические правила ЕСЛИ – ТО , составление цепочки из них. Запись высказывания со словами “все”, ”никакие” в виде правила ЕСЛИ – ТО. Составление простейшей схемы рассуждений из правил ЕСЛИ – ТО и получение вывода по схеме рассуждений.
Базовые умения из области информатики в курсе:
· Системный подход: рассмотрение предметов в виде набора более простых элементов.
· Алгоритмический подход к решению задач: умение планировать и проверять последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий.
· Объектно-ориентированный подход: работа с объектами, объединение отдельных объектов в группу с общим названием, выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами.
· Применение формальной логики при решении задач: операции над простыми суждениями, построение сложных суждений с помощью логических операций и правил вывода.
Рекомендуемая программная поддержка:
Занятия по курсу не предполагают использование компьютера, параллельно проводятся занятия для формирования элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, набор простых текстов, компьютерное рисование, знакомство с элементарными понятиями из сферы компьютерных технологий). Для этого используются детские инструментальные пакеты, а также интеллектуальные компьютерные игры и головоломки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
3 КЛАСС. (1-4)
Учебно-методический материал по курсу для начальной школы «Информатика в играх и задачах» (1—4) авторский коллектив: А.В. Горячев, Т.О. Волкова, Н.И. Суворова и др. состоит из четырех комплектов.
Комплект №3 рассчитан на 8-летних детей и изучается в третьем классе по программе 1 – 4. Начиная с комплекта №3 и далее обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, каждое из которых изучается в течение учебной четверти. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
I четверть — алгоритмы.
II четверть — объекты.
III четверть — логические рассуждения.
IV четверть — модели в информатике.
Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
Алгоритмы
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложение). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Модели в информатике
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· изображать графы;
· выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
· определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т. д.;
· описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
· заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
· выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
· изображать множества с разным взаимным расположением;
· записывать выводы в виде правил «если—то»;
· по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если—то».
Зависимость алгоритма от изменений в ситуации. Зависимость схемы наследования классов от изменений в ситуации. Зависимость и/или - графа от изменений в ситуаци